Ключевая ставка – это мощное лекарство для экономики любой страны. Но как и любое лекарство, ее необходимо применять (принимать) осторожно, ибо лекарство может стать ядом.
Нынешняя ставка – 21% по факту, уже не фактор «охлаждения» экономики, а фактор ее полной «заморозки»
эксперт
Максимальная ставка по потребительскому кредитованию достигла 44% годовых, что фактически, является «запретительной красной чертой», перейти которую физические лица уже не смогут.
Юридические лица могут занять денег у банков под «лихие» 36%. Если учесть, что стоимость банковских кредитов может быть включена в себестоимость в пределах ставки ЦБ плюс 3%, то остальная часть, сверх 24% — должна быть отнесена на финансовый результат.
Если учесть, что большинство промышленных предприятий в стране работает с прибылью максимум 5-10%, то становится совершенно понятно, что ее не хватит даже что бы погасить процентную ставку по кредиту.
Соответственно, цена продукции становится не конкурентной и недоступной для потребителя. Производство останавливается, персонал увольняется, растет нагрузка на социальные службы (бюджеты всех уровней), поставщики и подрядчики остаются без подрядов (заказов) и в свою очередь снижают объемы выпуска (оказания услуг) собственной продукции.
Рынок открывается для иностранных производителей, которые сначала демпингуют, а потом его полностью захватыают. Слово «импортозамещение» становится просто словом.
По моему мнению, огульное применение ставки ЦБ ко всем отраслям национального хозяйства не приводит ни к чему хорошему. Ее необходимо дифференцировать, в зависимости от «важности» и «нужности» выпускаемой продукции (оказываемых услуг).